Получите бесплатную консультацию
по любым вопросам строительства
Проблема реставрации объектов культурного наследия в Республике Крым и Севастополе стоит одинаково остро и она ничем не отличается от проблем на материке, более того, являются следствием кризисного состояния реставрационной отрасли в целом.
Сообщество реставраторов в открытом письме министру культуры России и советнику Президента РФ по культуре так описывает эту проблему:
"Одним из результатов сложившейся ситуации является подмена понятия «научная реставрация» термином «ремонтно-реставрационные работы», существенно искажающим суть и цели реставрационной деятельности. Приоритетом стало получение экономической выгоды, а не реставрация, нацеленная на сохранение подлинного облика памятника и его материальной структуры – его аутентичность. К работам привлекаются организации, заинтересованные в быстром освоении средств, которые создают косметические подделки, сопровождаемые изменением первоначального облика памятников, плана зданий, их подлинных материалов и конструкций, что в конечном итоге губительно сказывается на сохранности подлинника.
Распространена порочная практика передачи ответственных работ не реставраторам, а строителям, создаются новые многочисленные организации, обладающие финансами, но не имеющие в своем составе квалифицированных специалистов.
В ситуации различий в финансовом положении конкурсантов происходит постепенное вымывание профессиональных кадров, закрываются или приватизируются и сливаются реставрационные производственные и проектные мастерские, не выдерживающие конкуренции с мощными строительными организациями. Как следствие наблюдается постепенное снижение уровня профессионального мастерства, полное уничтожение отдельных узких реставрационных специальностей, что наносит непоправимый урон отрасли в целом."
Кризис реставрации усугубляется ещё и тем, что экспертизу реставрационных проектов проводят специалисты в области строительства, не знающие тонкостей реставрирования, а потому заменяющие качественные материалы для реставрационных работ дешевыми строительными материалами. В свою очередь строители, не являясь реставрационными специалистами, при реставрации исторических памятников следуют стандартам строительных работ, по сути разрушая аутентичность объекта. Руководители органов власти с гордостью торжественно открывают отремонтированные объекты, не зная, что всего через несколько месяцев штукатурка начнет разрушаться и очень быстро здание придет к тому же состоянию, в котором было и до ремонта.
Именно в такой ситуации оказалась подпорная стена исторического кинотеатра "Победа" в Севастополе и здание дворянского собрания в Симферополе.
В дополнение к описанным проблемам добавляется ещё одна: проекты реставрации исторических объектов в большинстве своем крайне низкого качества по причине отсутствия соответствующей квалификации у проектировщиков их создающих. Как результат реставрацию объектов культурного наследия приходится многократно останавливать для переделки проектов. Такое положение дел сложилась при реставрации Митридатской лестницы в Керчи и Исторического бульвара в Севастополе.
Многие исторические объекты Крыма сменили по несколько подрядчиков, предварительная оценка квалификации которых не помогла: список отреставрированных объектов был представлен, только отсутствовала оценка уровня их качества в связи с некомпетентностью принимающих результаты работ.
В этой связи интерес общественного объединения Золотого фонда строительного Крыма привлек конфликт между севастопольским сообществом реставраторов и администрацией музея-заповедника "Херсонес Таврический", который образовался в процессе благоустройства его территории.
Нашему заочному разговору с директором музея-заповедника "Херсонес Таврический" Еленой Морозовой предшествовала встреча общественного совета Золотого фонда с её первым заместителем Татьяной Сарапулкиной. Профессионализм Татьяны Викторовны, её бережное отношение к истории Херсонеса, доброжелательность сделали наше общение живым и непринужденным. Главной темой разговора стали особенности проведения строительных реставрационных работ в современных условиях, по итогам которого было принято решение переадресовать часть вопросов директору музея для закрепления официальной позиции. Предлагаем вниманию наших читателей ответы Елены Александровны на наши вопросы:
Елена Морозова: Считаем целесообразным выделение реставрации в отдельную отрасль>>>
СК, 11 июля 2021г.
*****
Читайте по теме:
Реставрация Митридатской лестницы в Керчи опять не задалась - сентябрь 2018
В процессе современных реконструкций уничтожается исторический облик Севастополя - июль 2019
При реставрации замка "Ласточкино гнездо" хотели использовать дешевую китайскую плитку - июль 2020
Исторический Херсонес превращают в современный развлекательный комплекс - ноябрь 2020
В Севастополе уничтожены декоративные элементы исторической гостиницы "КИСТА" - январь 2021
Реконструировать Исторический бульвар в Севастополе придётся заново. Предлагается использовать проект 1951 года. - февраль 2021
Почему лучшая крымская реставрационно-строительная компания не востребована в Севастополе - апрель 2021
В реставрации надо стремиться к высокому качеству, а не к коротким срокам и дешевым материалам - апрель 2021
В Севастополе реставрация объектов культурного наследия заменяется улучшением визуализации - май 2021
Разрушительные технологии реставрации – новый тренд в благоустройстве Севастополя - май 2021
Лестницу в центре Севастополя марафетят штукатуркой и профилем - июнь 2021
Единственная реставрационная компания Крыма выполняет уникальные работы в поликлиниках Симферополя - июль 2021
или проконсультируйтесь по телефону
1000-01-02
Услуга действует только в пределах России при звонках с мобильных телефонов.Звонок платный, 10 руб/мин.